Дима Зицер: Рот закрой, здесь я буду говорить
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Дима Зицер: Рот закрой, здесь я буду говорить

На днях в Петербурге состоялся практикум педагога Димы Зицера «Травля в школе. Как избежать и как действовать». Littleone.com публикует самые яркие и интересные моменты встречи.

Как возникает почва для буллинга?

Буллинг возникает тогда, когда взрослые предлагают детям упрощенный мир. В котором все понятно, кто что кому должен, почему мальчики должны уступать в транспорте место девочкам, например? Почему мальчикам надо постоять? Ведь к физической силе это не имеет никакого отношения.

Почему я, учитель, говорю в школе: «Всем молчать!»? Потому что у меня есть возможность это сделать. Буллинг устроен точно так же. Мое животное начало говорит: убей или отойди от чужого. Первыми в первобытном обществе погибали любопытные, те, кто не распознали чужака, кто первые не ударили, не могли отнять у других еду. Объединение всех против слабого происходит на животном уровне. Но мы не животные, мы люди, человек отличается от животного свободой воли. Когда вы видите ребенка и мороженое, всплывают детские воспоминания и фраза «Сначала надо съесть суп, а потом уже мороженое» — потому что вы сами имеете такой опыт, это было в вашем детстве или детстве ваших родителей. И в этот момент я предлагаю вам перейти на человеческую сторону и задать себе простой вопрос: «Почему именно так?» или «Зачем это?». Начните с сомнений.

Почему в одних школах травля случается, а в других нет?

Как в школе происходит такая штука, что все животные равны, а свиньи равнее других? Потому что эта модель задается в мелочах. Я веду на «Маяке» эфир, и раз за разом звонят люди, которые спрашивают, почему старший чморит младшего? Нет этого в человеческой природе. В школе детям говорят: «Рот закрой, здесь я буду говорить». Учитель литературы рассказывает на уроке об «Идиоте» Достоевского, о том, что князь Мышкин — христианская душа, и тут же говорит: «А ну-ка встала и вышла отсюда». Чему он научил детей? Кто сильнее тот и прав. В этот момент и задается модель сильный/слабый, и эта модель идет дальше.


Буллинг — это признак того, что коллектив не сомневается.


В тончайшем фильме Ролана Быкова учительница постоянно заботится о коллективе, она говорит: «Мы же вместе все. Мы дружим». Как только мы произнесли: «Мы все должны», созданы идеальные условия для буллинга. «А почему это она не со всеми?».

Какую прививку ребенок должен получить в семье, чтобы у него мысли не возникало о буллинге?

Главный способ борьбы с буллингом — это учить и учиться сомневаться; не представлять мир в готовых моделях. Буллинга не будет или шансы на него ничтожно малы там, где есть разнообразие — потому что это клево, когда люди разные. Потому что это удивительная возможность общаться с другим человеком.

Школьный психолог, который будет вас уверять, что все дети жестоки — тоже предлагает обобщение, готовую модель, способ дискриминации. Конечно, дело в школе и дело в учителе. Школа — это место, где должны научить человека сомневаться. Есть ли хорошие школы в Петербурге? Да, их много. Искать нужно не менее честно, чем вы ищете себе парикмахерскую: нужно советоваться с подругами, смотреть через витрину, как мастер работает. Надо идти в школу, говорить с мамами первоклассников, старшеклассниками.

Что делать, если ребенка травят, но он сам этого не осознает?

Может ли женщина не понять, что она является жертвой изнасилования? Да, если она еще очень молодая или совсем ребенок. Будем ли мы в этой ситуации ей помогать? Конечно. Потому что она в опасности.

Жертва может не понимать, что она уже в ситуации буллинга, она думает, что так и нужно: «Я попал в новый коллектив, у них так принято» (чморить новеньких, плохо относиться к девочкам, плохо к тем, у кого веснушки, и т.д.). При этом жертва никогда не бывает виновата. Потому что буллинг предполагает групповое взаимодействие, реакцию группы на инаковость жертвы.

Если ребенок не понимает, что происходит буллинг, значит, я, как родитель, что-то упустил. Смотрите не на обиду, смотрите на факты — буллинг это или нет.

Как вести себя родителю?

Когда я говорю, что жертва должна защищать себя любым законным способом, я не придерживаюсь позиции, что надо потерпеть.

Ребенка нужно погладить и пожалеть — это первое. Второе — пойти в школу. Ситуация, когда в классе есть буллинг, в 80% зависит от учителя. Если это происходит, нужно уходить. Жертва рассчитывает на маму и папу. Если мама и папа не могут помочь, это невроз, тупик.

Если родители начинают отстаивать вариант «помоги себе сам», это приходит к осознанию ребенком предательства со стороны родителей.

Нужно идти к классному руководителю, потому что именно этот человек выполняет воспитательную функцию и формирует коллектив. Он сам эту ситуацию и устроил. Если классный руководитель не может помочь, есть завуч, директор, дальше есть РОНО, дальше есть прокуратура. Когда моему любимому человеку плохо, я скажу ему: «Пойдем и поищем, где тебе будет хорошо». Да, это сложно. Внутреннее сопротивление этому варианту происходит потому, что в России так не принято.

Говорите с ребенком

Сделайте так, чтобы ребенок не боялся с вами разговаривать. Мы не умеем разговаривать с детьми, максимум, что мы спросим: «Как дела в школе?». Приходите и рассказывайте, как дела у вас на работе. Разверните вектор в другую сторону, чтобы дома было принято разговаривать, пусть это станет семейной традицией. Мама рассказывает мне, я рассказываю ей. Это длинный путь, но этот путь гарантирует, что когда ребенку будет плохо, он придет к нам. Он будет знать, что может обратиться за помощью.

Как научить ребенка рефлексии?

Разрешить есть мороженое вместо супа. Человек должен научиться выбирать, осознавать свои желания. Самостоятельно понимать, когда он сыт, а когда голоден. Минимальная рефлексия учит его выбору.

Как помочь ребенку, если его травят?

Делать его жизнь интереснее. Делать ее сложной, а не простой. Это не философия, это практика. Да, это тяжело. Задавайте вопросы, обсуждайте это с ним.

Как поступить, если ты узнал, что твой ребенок — зачинщик?

Травящий не способен рефлексировать. Как пел Высоцкий: «Не надо думать — с нами тот, кто всё за нас решит».

К нам пришел мальчик, второклассник, он бил всё, что двигалось. Он говорил так: «Почему он так на меня посмотрел?», «Почему он тут сел, он что не видит, что я здесь сижу?». Можете представить, сколько раз ему уже говорили: «Хороший мальчик не должен так себя вести!» или «Что он тебе сделал?». Я спросил его: «Что с тобой происходит перед тем, как ты его бьешь?». «У меня сжимаются кулаки», — сказал он. Я предложил разжимать, чтобы запустить человеческую природу вместо животной, запустить минимальную рефлексию. Это важнейший скачок, это дает код доступа к ситуации.

Тот человек, который травит, должен глубоко вдохнуть. Когда вам тяжело или вы злитесь, вы перестаете дышать. Это инстинкт. Вдохните. Когда я вдыхаю, происходит перезагрузка, я снова начинаю соображать. Это будет механизм запуска рефлексии.

Продолжением рефлексии будут не наши ответы, в этот момент важно запустить процесс. Сделать так, чтобы травящий открывал какие-то вещи, произносил сложные вещи (например, «Я маму не всегда люблю» или «Иногда я готова убить своего ребенка»), предложить ему обойтись без клише. Ведь травля всегда происходит неосознанно.

Что делать, если ребенок в ситуации буллинга не хочет менять школу?

Тут можно заподозрить комплекс жертвы. Ситуация может развиваться в двух направлениях: первое — ребенок тянется к своим мучителям, второе — ребенка уже научили, что нужно постоять за себя, должен бороться. При буллинге в школе мы заранее объявляем ситуацию безысходной, а ребенку нужна наша поддержка.

Что делать, если ребенка травит учитель?

Написать заявление в РОНО, уйти из этой школы.

Если учитель попадает в класс, где происходит травля, с чего начать?

Нужно смоделировать ситуации и поговорить с детьми о том, что их волнует. Хороший способ для этого — вывести их на эмоции. Есть технологии, которые моделируют коммуникацию.

Учитель понимает, что его подопечные начали травить ребенка. Что ему делать?

Усложняйте изо всех сил. Учителям нужно усложнять. Если на уроке тишина — значит, он происходит на кладбище. Если на уроке интересно, там разговаривают и перебивают друг друга. Что такое усложнять? Задавать много вопросов. Почему? Зачем? Что еще происходит? В ином случае мы снова оказываемся в готовой модели: «Мужик должен уметь постоять за себя». Почему должен постоять? В какой ситуации? Как ему выбрать, где стоять? Нужно говорить на эти темы, нужно обсуждать, разговаривать.


Благодарим за подготовку статьи компанию «Лаборатория профессий».

«Лаборатория профессий» проводит профориентационные и психологические тренинги в школах (для школьников и отдельно для их родителей и учителей): «Антибуллинг», «Основы безопасного поведения в сети», «Ты — новичок в классе» и др. Проводит семинары (например, популярные «Колонизаторы Марса» или «Погружение в профессию»), после которых квалифицированные педагоги дают оценку психологического климата в классе. «Лаборатория профессий» — единственная компания в городе, которая разработала и проводит профориентационные тренинги для старшеклассников совместно с рекрутинговым порталом HeadHunter.

Узнать больше о занятиях, в том числе, бесплатных, можно по телефону 8 (905) 208 6 208.

Журналист. Все публикации автора »
2
0
2220
КОММЕНТАРИИ1
0
У учителей всегда крайние дети, они ничего не хотят делать или разруливать. когда я училась в школе много лет назад, меня травили одноклассники, обзывали, смеялись, даже драться приходилось, весь класс был против меня, классный руководитель делала вид, что ничего не знает. Мама дала толчок к разрешению ситуации, когда выпытала у меня, что происходит, видела, что что-то не так, но я ей не говорила поночалу. Она пошла в школу к учителю, подошла к главным зачинщицам поговорила, потом был классный час в школе, сопли, слезы, извинения. И все закончилось. Когда была встреча одноклассников 20 лет выпуска, я не пошла, было противно, хотя столько лет прошло, но я не могла веселиться и общаться вместе с этими людьми.Я могу поздороваться, даже улыбнуться при встрече, перекинуться парой фраз, но близкого общения быть не может.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ