«Приемные родители»: А кто-нибудь пытался помочь семьям, которые срываются на детях?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«Приемные родители»: А кто-нибудь пытался помочь семьям, которые срываются на детях?

«Система сопровождения нужна, прежде всего, самим приемным родителям», — уверена Наталья Богуцкая, мама девяти детей, двое из которых приемные. Своим мнением об этом, а также об опеке, контроле и ответственности она поделилась с Littleone в рамках спецпроекта «Приемные родители».

«Надо забирать!»

Когда вы с мужем стали приемными родителями, у вас уже было семеро кровных детей... Как же вы решились?

Случайно. Началось все со сбора документов для получения медали «За заслуги в воспитании детей» и ожидания приезда съемочной группы. Я не понимала, что и как будет происходить. Знакомые посоветовали посмотреть на эту тему топик одной многодетной семьи на форуме Littleone. Оказалось, у них были и приемные дети. Прочитав его, я восхитилась ребятами, но поняла, что эта история не про нас с мужем — нам бы своих вырастить. И собираясь закрыть топик, я случайно кликнула не туда. В результате попала в раздел «Они ждут родителей», в так называемую pr-тему, где рассказывали о брате и сестре, ровесниках наших младших детей. Диане было около трех лет, как нашему шестому, Богдану, а Диме — около полутора, как самому младшему Захару.

А зачем создают такие темы?

Для привлечения внимания. Диану из-за диагноза не хотели забирать и могли разлучить с братом. К тому же они жили в детском доме, который относится к органам опеки города Всеволожска. А она известна как сложная, неохотно отдающая детей и содействующая иностранному усыновлению. Вот, например, ни Дианы, ни ее брата в общероссийской базе не было, хотя они уже около года находились в детском доме. Это прямое нарушение закона. Отчасти поэтому другие приемные родители и создали тогда тему, сделали фотографии, узнали какую-то информацию от воспитателей.

И вам запали в душу эти дети?

Я поняла, что у нас есть реальная возможность помочь и забрать их в семью. Тем более уже была готова часть документов — они такие же, как и для получения медали. У нас не хватало только «медицины» и окончания школы приемных родителей. Я мужу тогда показала детей и сказала: «Надо забирать!». И он ответил: «Надо!». Но в итоге, казалось бы, быстрый процесс занял у нас восемь месяцев.

Почему?

По разным причинам. Например, опеку не устроила школа приемных родителей, которую мы окончили. Она направила нас в ту, с которой у нее был договор. А мы с мужем хотели учиться в школе фонда «Дети ждут». Что, собственно, и сделали. Но во вторую прийти все равно пришлось. Правда, только мне и всего на месяц. Но тем не менее пока это все длилось, Дима уехал за границу. И мы, имея на руках заключение на двоих детей, забрали только Диану.

Но потом у вас все-таки появился Федя?

Документы все у нас были, да и вся семья ждала двоих деток. Мы стали просматривать базу и увидели там Федю. Я сразу поняла, что это мой сын. Поехала в органы опеки и узнала, что на него уже подписано согласие. Я очень расстроилась, не могла его забыть. Но через какое-то время оказалось, что забирать Федю передумали. Отпугнули его диагнозы, особенно — миопатия. И меня тоже отговаривали. Но мне было все равно. Я знала, что это мой ребенок и все. А потом выяснилось, что в бумаги закралась ошибка. И на самом деле у Феди диагностировали не миопатию, а миопию, то есть расстройство зрения! Кстати, впоследствии все диагнозы у Феди мы вообще сняли.

«Ко мне в холодильник опека не заглядывает»

Как складываются ваши отношения с органами опеки сейчас? Что-то изменилось за те три года, что вы приемная мама?

У меня изначально очень хорошая опека. И все изменения, если и произошли, то только в положительную сторону. Сотрудница, которая меня контролирует, всегда интересуется изменениями законодательства, читает психологическую литературу. И со мной, и с детьми, беседует, интересуется, готовы ли мы взять кого-то еще, и, бывает, даже советуется по каким-то вопросам.

То есть в холодильник не заглядывает?

Нет, никогда. Представитель опеки всегда приходит по предварительной договоренности, никаких внеплановых проверок.

Если говорить о государственной системе сопровождения приемных семей… Вам оказывается психолого-педагогической и медико-социальной помощь?

Вообще, система сопровождения нужна, прежде всего, самим приемным семьям. Никто нас не напрягает и не заставляет. Наша семья на сопровождении не у государственной службы, а у фонда «Дети ждут». Там нам оказывается психологическая помощь. Мы часто приезжаем на встречи с другими приемными родителями. Например, когда у нас был период адаптации, я могла чуть ли не в любое время суток позвонить сопровождающему психологу и поговорить о проблеме. При этом она необязательно была связана даже с приемными детьми. Но я всегда получала консультацию.

«Это не рынок. Это дети»

Существует мнение, что за приемными семьями осуществляется тотальный контроль, из-за которого многие отказываются от идеи взять в семью ребенка. Согласны?

Я считаю, что контроль должен быть обязательно, и сейчас он у нас как раз недостаточный. Не хватает визитов в семью и сотрудников, чтобы беседовать с детьми. Много чего недостаточно. Ведь действительно есть семьи, которые не справляются, срываются на детях. И сами же об этом рассказывают на форумах. Но кто-нибудь пытался им помочь? Можно было прийти и в чем-то разгрузить мамочку, отправить ее, например, отдохнуть, предоставить, хотя бы на время няню. А в итоге как получается? У них просто отбирают детей. Тем самым наказывая опять ребенка, который переживает очередное предательство.



Могут ли органы опеки отобрать моего ребенка?

Почему так происходит?

Я думаю, что некоторые родители сами не заинтересованы в том, чтобы у них в семье было все хорошо. Не ищут психологов, не обращаются в службы сопровождения. Конечно, могли бы и сами органы опеки перенаправлять в них тех, кому нужна помощь. Но «сваливать» на опеку все, мне кажется, неправильно. Они ведь занимаются не только приемными семьями, но и пенсионерами, например. И все это «висит», как правило, на трех людях.

Поэтому те, кто берет ребенка в семью, должны понимать, что все перекладывается на родителей. Это только ваша зона ответственности, хотя изначально подразумевается совместная с государством! Увы, но получается так, что люди берут ребенка в семью и часто неверно оценивают свои силы. В итоге — провал!

И какой может быть выход, на ваш взгляд? Что и как изменить в системе опеки и попечительства приемных семей?

Опека — это когда кого-то опекают. В нашем случае приемную семью. Так вот орган опеки и попечительства у нас есть, но его первоначальная функция не выполняется. Именно опеки и не хватает. Поэтому, мне кажется, раз государство толком не может помочь семье, должны быть волонтеры. У нас много тех, кто работает с детскими домами. Но как только ребенка забирают в семью, все прекращается. А зря — волонтерское сопровождение бы не помешало. Например, когда женщина рожает ребенка к ней часто приходят новоиспеченные бабушки и дедушки и помогают. В случае с приемными такими могли бы стать волонтеры. Они бы играли с ребенком, да хотя бы раз в неделю приходили погулять с ним, чтобы в это время мама немного отдыхала!

А вы готовы еще раз стать для кого-то приемной мамой?

Вы знаете, когда появились Диана и Федя, и у нас с мужем «загорелось»: «Мы все можем! Вот база, вот документы, не взять ли нам еще?». Но нет, не взять. Не нужно «набирать»! Это не рынок. Это дети! Но это именно наше решение. Мы просто трезво оцениваем свои силы.

Пишу Все публикации автора »
4
0
1039
КОММЕНТАРИИ1
0
Какие же вы смелые и молодцы!! Как много в вас любви!! Спасибо вам!!
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ