Ребенок часто болеет, особенно перед контрольными и тестами — в чем причина?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Ребенок часто болеет, особенно перед контрольными и тестами — в чем причина?

Перед важным выступлением в школе, очередной контрольной или тестом ребенок заболевает. Так повторяется из раза в раз. И дело не в обмане и подогретом градуснике — симптомы болезни на лицо. Скорее всего, перед нами классический случай из области психосоматики. Что это и как выйти из замкнутого круга болезней?

Николай Медведев, психолог, гештальт-терапевт, и Александра Колосова, врач-психиатр, психотерапевт — специалисты центра групповой психотерапии The Sun разъясняют: психосоматика — смежное направление в медицине и психологии, выявляющее зависимость между психологическими факторами и соматическими заболеваниями человека.

Психосоматика — полная ерунда! Что? Болезни от нервов — тоже скажете!

— На самом деле психосоматика относится к области доказательной медицины, это научный факт. Объясняется просто: нервная система подвергается нагрузкам во время стресса. Стрессом может стать надвигающийся экзамен, ответ у доски или просто посещение школы. Нервная система и иммунная система, которая отвечает за сопротивляемость организма всевозможным заболеваниям, — конкуренты за главный энергетический источник — глюкозу. Нервная система обладает преимуществом, и как только она начинает перегружаться, то начинает «забирать» себе глюкозы больше. Иммунной системе остается топлива меньше, она работает слабее, и человек становится уязвимее.

Да перестаньте: вирус — есть вирус, а живот болит — так лучше руки мыть надо!

— Всё так, бывает — это просто вирус. Но родителям стоит задуматься, если заболевание начинается стихийно, неожиданно, непонятно откуда. Очевидно, что если ребенок поел в сомнительном придорожном общепите жирный беляш, а потом у него скрутило живот, то, скорее всего, это банальное отравление. А если проблемы с животом начались внезапно, без видимой причины — вполне можно заподозрить психосоматику. Также и с вирусом: если в городе эпидемия, был контакт с носителем, то ребенок мог и заразиться. Но с другой стороны, возможно ему «нужно» было зачем-то разболеться. К тому же, бывает, что ребенок переболел в легкой форме, а бывает — слег «по полной программе».

О психосоматике также имеет смысл говорить, когда речь заходит о часто болеющих детях.

Они что, специально это делают?! Зачем?

— Дети так просто не болеют и уж точно делают это не сознательно. Когда начинаешь разбираться, то зачастую выясняется, что в саду или школе у ребенка происходят частые конфликты, и из-за постоянного напряжения, повторяющихся стрессовых ситуаций он стремится уйти «оттуда», так как там просто невозможно находиться.

Бывает, что болезнь ребенка выгодна семье как системе. Худенький часто болеющий мальчик своими заболеваниями скрепляет семью и не дает родителям развестись. Потому что, как только папа заговаривает о том, что пора разводиться, ребром встают вопросы: «Что же будет с сыном?», «На кого ты нас оставишь?». Семье как системе выгодно, чтобы ребенок много болел. Это удерживает родителей от решения о разводе, причем они могут не осознавать, что остаются вместе «ради ребенка».

Болезни могут стать способом получить внимание: если ребенок получает его только тогда, когда заболевает, то он и начинает болеть чаще.

Существует и личностная предрасположенность: тревожный, замкнутый, застенчивый, недоверчивый ребенок будет воспринимать и чувствовать острее, а реагировать на различные ситуации специфичнее.

Психосоматические симптомы могут возникнуть на фоне конфликта между «хочу» ребенка и родительским «надо». Например, ребенок мечтает заниматься танцами, а родители настаивают на математическом кружке. Выход из проблемы находится ребенком через болезнь, а чаще через симптомы — болит голова, болит живот, появляются какие-то тики и «зажимы».

Если родители придают чему-то сверхценность, дети часто «сбегают» в болезни. Самый простой пример — школа. Вы помните, что у вас было по географии в пятом классе? Со временем оказывается, что все эти оценки не очень-то и важны.

Встречаются ситуации, когда родитель возлагает на ребенка не свойственную ему роль. Например, избирает его в качестве своего поверенного (разведенная или одинокая мама рассказывает сыну о своих мужчинах), на этом фоне часто развивается психосоматика — ведь возложенная роль непосильна ребенку.

Жуть какая! Что-то можно сделать?

— Можно и нужно! Если ничего не делать, то психосоматические симптомы могут привести к серьезным заболеваниям, лечение которых уже потребует вмешательства медиков. Гипертония, язвенная болезнь, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, нейродермит — так называемая чикагская семерка психосоматических заболеваний — сами собой уже не пройдут.

Существует ряд психосоматических симптомов — тошнота, нарушение сна, тики, нарушение пищевого поведения, единовременная, связанная со стрессом диарея, рвота, головная боль, головокружение, сердцебиение. Заметив эти тревожные звоночки у ребенка, необходимо разбираться в причинах.

Как же действовать родителю?

— Когда родитель заподозрил, что некоторые симптомы и заболевания ребенка имеют под собой психосоматическую основу, он может проговорить, попытаться выяснить, чем вызвано состояние — страхом, стыдом, тревогой.

Стоит обратить внимание на то, умеет ли ребенок выражать эмоции и выстраивать логические цепочки наподобие этой: «Я не хочу завтра идти в школу. Мне страшно — у нас будет контрольная, меня будут ругать, если я получу двойку, возможно даже накажут, будет стыдно перед одноклассниками». Зачастую такие умозаключения ребенку не под силу. Почему? Во-первых, родители не научили распознавать, что гнетет, а во-вторых, даже взрослому не всегда легко понять — что внутри происходит. Поэтому из-за стресса происходит то самое перенапряжение нервной системы, и организм дает сбой. Где тонко, там и рвется — у кого-то «прихватывает» живот, кто-то цепляет вирус, кого-то тошнит. Внутренние переживания не дифференцируются, а проявляются через симптомы.

Когда удается понять, что, например, я боюсь выступления, то с этим уже что-то можно делать. Например, подготовить тему, в которой хорошо разбираешься.

Как ребенка научить осознанности? Говорить с ним на языке переживаний. Можно приучать ребенка говорить о своих чувствах и эмоциях на собственном примере: «Я за тебя переживаю, я чувствую то-то и то-то, ты встала с утра и кашляешь, зная тебя, я могу предположить, что у тебя что-то сложное в школе, ты не хочешь идти в школу, может, скажешь мне об этом прямо?». Так родитель не только приучает говорить о своих чувствах, но и проясняет ребенку, что тот может чувствовать, предоставляя ребенку арсенал слов и обозначений.

Родитель может предположить, какие он бы мог испытывать чувства в сходной ситуации и вспомнить случаи из собственного детства: «Когда я был маленький и переживал из-за контрольной, у меня болел живот, а у тебя не было такого?».

Родителю проще будет достучаться до ребенка, если он оставит в стороне язык контроля, спустится с пьедестала и будет общаться с ребенком как с партнером. Говоря на языке контроля, родители часто превращают ребенка в некий бессловесный объект, не имеющий своего языка и желаний, который надо перемещать — из дома в детский сад, потом в школу, потом в институт, потом каким-то образом переместить в брак. Такие «передвигаемые» дети и выросшие из них взрослые очень часто склонны к психосоматике, потому что они не были научены говорить языком переживаний, они говорят языком тела и болезней. Они часто говорят: «У меня болит голова от этого», «Меня тошнит из-за того». Иногда это происходит в самом прямом смысле.

Еще один способ помочь — всегда быть ребенку союзником. Например, дети, если родители по другую сторону баррикад, начинают верить, что школа — это что-то такое, что нельзя изменить, скорректировать, поменять, как бы там ни было тяжело и плохо. Если родитель будет демонстрировать, что школа — это лишь некий социальный институт, проходная вещь, не самая большая ценность в жизни, хотя и проводишь в ней изрядное количество времени, то это поможет и самому ребенку не придавать ей сверхценности.

А ведь некоторые дети ничего не рассказывают и не идут на контакт

— Если ребенок на контакт не идет, но продолжает болеть, то родителю стоит его обнять и проговорить, что он его поддерживает, понимает и любит. В особо тяжелых случаях родитель может отвести ребенка к психотерапевту. Но не с позиции: «У меня ЭТО (ребенок) сломалось, почините — оно должно ходить в школу и делать домашнее задание».

Вы меня убедили: за всеми болезнями стоит психосоматика!

— Это не совсем верно. Радикальные сторонники психосоматики стараются всё подвести под свою теорию, между тем сложные заболевания имеют многокомпонентные причины. Но если я пребываю в комфортном режиме и в какой-то момент у меня внезапно заболела спина, голова или нога, то это повод задуматься: что же такое произошло, какой разговор или событие предшествовали этому и о чем мне пытается намекнуть мой организм.

0
0
13
КОММЕНТАРИИ0