Вальдорфская школа — это зарегистрированная торговая марка. Официально работать под таким именем разрешено только после согласования с ассоциацией ССВШГ. Поклонники обучения говорят, что это оптимальный способ развить индивидуальность ребенка. Сомневающимся не нравятся принципы антропософии, применяемые в подобном образовании.
Кто придумал
Отцом-основателем, кем была создана первая свободная вальдорфская школа, называют Эмиля Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт организовал школу на основе педагогических трудов Рудольфа Штайнера.
Рудольф Штайнер — личность неоднозначная. Он пытался соединить научный подход и сверхъестественное, основал антропософское общество. В своих лекциях рассказывал об исследованиях последовательных воплощений личностей, технике изучения кармы. Эмиль Мольт предложил ему поучаствовать в создании прогрессивной школы, в основе которой лежал бы новый взгляд на образование.
В 1982 году Союз свободных вальдорфских школ Германии (ССВШГ) зарегистрировал марку «Рудольф Штайнер» и «Вальдорф», как товарные знаки в области услуг образования. Теперь, чтобы официально называть себя «вальдорфской», работать по методике Рудольфа Штайнера, школе потребуется официально зарегистрироваться в Союзе независимых вальдорфских школ.
Чем отличается от обычной
Главная цель школы — дать ребенку возможность развиваться в естественном для него ритме. Основа вальфдорской педагогики — антропософия (течение, созданное Штайнером). Суть антропософии:
- Триединство. Человек — это соединение духа (интеллект, способность познавать), души (чувства, эмоции, творческие и художественные способности) и тела (воля, практические способности). Задача педагога — уделить внимание развитию всех трех составляющих.
- Четыре сущности человека. Физическое, эфирное, астральное тело и бессмертная составляющая (высшее «Я»). В школьные годы рождается эфирное тело (7 лет), астральное тело (14 лет), рождение «Я» приходится на 21 год.
- У каждого человека уникальное соотношение четырех темпераментов. В течение первых трех лет жизни рекомендуется окружать ребенка детьми со схожим темпераментом.
С точки зрения образовательных принципов Штайнера, что это за образование — вальдорфская школа (чем ее методы отличаются от классических школ):
- Метод душевной экономии. Ребенку дают задания, посильные ему на данном этапе развития. В обучении учеников младшей школы много рукоделия, активных игр, занятий, развивающих мелкую моторику.
- Обучение в сопровождении чувств. Знания дают так, чтобы увлечь ребенка. Делается акцент на долговечность эмоциональной памяти.
- Построение уроков. Первый урок — главный, длинный, основной (русский язык, география, математика и аналогичные). После них идут иностранный язык, рисование, музыка и подобные. После обеда детям дают предметы с физической нагрузкой (садоводство, труд, шитье).
- Материал дают «эпохами». По 3-4 недели дается на то, чтобы ребенок втянулся в определенный учебный предмет.
- Классный руководитель преподает основные предметы до 7-8 класса.
- С первого класса изучают 2 иностранных языка.
- Оценок нет, только характеристики.
- Принцип гармонии души: в подготовишках и начальной школе развивают волю, насыщают программу практическими занятиями, играми, в среднем звене развивают социализацию, художественные навыки, в старших классах делают акцент на умении сочувствовать и критически мыслить.
Кого принимают в вальдорфскую школу
В школу принимают обычных детей. Нет особых требований к первоначальным талантам или знаниям ребенка. При приеме в школу работают правила закона «Об образовании». Первыми в школу возьмут деток, прописанных в доме, закрепленном за территорией школы. Отказать в приеме ребятишкам не по прописке вправе, только если классы укомплектованы, и не осталось свободных мест.
Стоимость обучения
В России есть вальдорфские школы, созданные на базе государственных школ, и частные школы. Список организаций, аккредитованных ССВШГ, ищите на сайте https://www.freunde-waldorf.de.
Обучение в государственных школах бесплатное, родители оплачивают только питание детей. Стоимость обучения в частных школах зависит от региона.
Данные на 2019-2020 учебный год, сколько стоит вальдорфская школа в разных городах:
- Москва — 26 000 рублей ежемесячный взнос, нередко добавляют первоначальный единоразовый взнос в таком же размере, как и ежемесячный. Питание оплачивают отдельно;
- Санкт-Петербург — 26 000 рублей, питание или включено в сумму, или оплачивается отдельно;
- Воронеж — 15 800 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
- Иркутск — 15 500 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
- Уфа — школа полного дня, 20 000 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно. Школа неполного дня — 15 000 рублей, питание оплачивают отдельно.
Плюсы и минусы обучения
В 2019 году необычному стилю обучения стукнуло уже 100 лет. Нежизнеспособная система столько не протянет. Но у каждой медали есть две стороны: разберем плюсы и минусы.
Начнем с хорошего:
- Упор делают на развитие личности. Педагог направляет ребенка, поддерживает, дает высказать свое мнение.
- Обучение двух иностранных языков с первого класса нередко принимают, как плюс.
- Нет домашних заданий. Это несказанная радость для детей и их родителей.
- Процесс обучения стараются строить так, чтобы привить любовь к школе. Чтобы на учебу — как на праздник, а не как на каторгу.
- Нет соперничества. Стараются класс сплотить, не потворствовать козням, гонениям, дразнилкам.
Минусы:
- Не стоит забывать, кто создал вальдорфскую школу, господин Штайнер оставался до конца своих дней практикующим мистиком. Раньше основную массу учеников составляли дети родителей, увлекающихся принципами антропософии. Сегодня туда отдают деток, которым хотят создать комфортные, неконфликтные условия обучения. Это иногда выливается в неспособность детей влиться в другой, более «приземленный», «дворовый», «обычный» коллектив.
- Дети до второго класса пишут печатными буквами. Есть мнение, что пренебрежение письмом снижает темп развития ребятишек.
- Большее количество подобных школ в России — частные, и стоят они недешево.
- Школа больше подходит творческим личностям, деткам с гуманитарным уклоном. В обучении не приветствуются новые технологии, компьютеры и другие гаджеты.
- От детей не требуют уметь читать. Считается, что до 7-8 лет не владеть чтением нормально.
- Детям с высокими интеллектуальными способностями или логическим складом ума (генами инженера) в такой школе вполне реально закопать талант глубоко в землю. На уроках выжигания, труда и лепки ребенок не узнает о робототехнике, программировании и прочих математических прелестях.
- Отсутствие конкуренции вполне способно снизить желание учиться и хоть что-то делать. Некоторым деткам важно видеть результаты своей работы, а здоровая конкуренция подталкивает их двигаться вперед.
- Уравнивание класса под одну общую дружную компанию вполне способно спровоцировать заминание конфликта вместо здорового вскрытия проблемы и справедливого наказания виновного.
- Большой акцент на личности учителя — это очень большая человеческая ответственность. То, что начинается с улыбок и желания творить с детьми, способно спровоцировать комплекс «маленького бога». Такое случается редко, но знать об этом стоит. Дети, не желающие играть по правилам такого учителя, становятся негласными изгоями.
В качестве пищи для размышлений, выдержка из бюллетеня «В защиту науки», статья «Незримый член российского образования» Васильева В.А. (академик РАН, член экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников РСОШ по математике, лауреат премии правительства РФ в области образования):
«А чем еще мне хотелось поделиться, так это сильными чувствами (в том числе и в адрес собственной простоты) от вида того, сколько и с каким трудом приходится догонять по всем предметам моему сыночку, отучившемуся почти три года у ортодоксального вальдорфского преподавателя, чтобы выйти на объективно пристойный уровень в нормальной школе. Надеюсь, что мне это удалось. И все же у меня есть повод для благодарности антропософии вообще и вальдорфской системе, в частности. Опыт знакомства с ними помог мне сформулировать одну из важнейших (если не самую важную) задач начального и дошкольного образования: вовремя научить детей тому, что все, произносимое человеком, должно иметь какой-то смысл. Утверждение вроде бы самоочевидное, но именно в силу очевидности осознать его удается, лишь столкнувшись со злостным его нарушением».